ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Агитационный период — это период времени, в течение которого разрешена предвыборная агитация. В России агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и заканчивается за день до дня голосования, в том числе исходя из возможного многодневного голосования. В течение этого периода кандидаты и партии могут проводить предвыборную кампанию, распространять свои агитационные материалы и общаться с избирателями.

Запрещается проведение предвыборной агитации в день голосования и предшествующий ему день, а в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд – начиная с ноля часов по местному времени первого дня голосования.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Федеральный закон N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы – это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

В период проведения агитационной кампании кандидатам в представительные органы разрешено проводить, в порядке, установленным Федеральным и Региональным законодательством, публичные мероприятия, с встречи с избирателями, изготавливать и распространять полиграфические материалы (газеты, журналы, брошюры, плакаты и пр.).
Агитационный период начинается:
  1. Для избирательного объединения (политической партии) – со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов.
  2. Для самовыдвинутого кандидата – со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться; В случае, предусмотренном пунктом 14.3 статьи 35 (по округу) Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», - со дня предоставления в избирательную комиссию документов, предусмотренных указанным пунктом.
Предвыборной агитацией признается любая деятельность, направленная на формирование общественного мнения в пользу или против кандидата или партии. Это может включать в себя распространение листовок, организацию митингов, выступление в СМИ и другие формы активности, например:
  • Призывы голосовать за кандидата, кандидатов либо против него (них);
  • Выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель;
  • Описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;
  • Распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей;
  • Деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату или партии, выдвинувшей кандидата.
Ограничения при проведении агитации
Ограничения при проведении предвыборной агитации, установлены в статье 56 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
  • Привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет;
  • Предвыборная агитация не должна содержать призывы или иным способом побуждать к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, а также обосновывать и оправдывать экстремизм;
  • Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, а также агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики;
  • Запрещается агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности (никаких чужих стихов или фотографий использовать нельзя);
  • Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
  • Запрещается подкуп избирателей, в том числе, путём распространением любых товаров, за исключением печатных материалов и значков, специально подготовленных для избирательной кампании.
Кандидат имеет право самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации. Право привлекать к предвыборной агитации иных лиц реализуется в форме назначения доверенных лиц, заключения договоров на проведение предвыборной агитации с гражданами и юридическими лицами.

В случае, если предвыборная агитация влечет расходы, то эти расходы оплачиваются исключительно из средств избирательного фонда кандидата.

Пополнение избирательного счета осуществляется кандидатом лично в том же филиале ПАО «Сбербанк», где был открыт счет.

Если агитация проводится методами, не требующими расходов (встречи с избирателями, посты в соцсетях), то ее оплаты из избирательного фонда не требуется.
Правила и требования к выпуску и распространению агитационных материалов
Правила использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах установлены пунктами 9 и 9.1, 9.5 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Требования к выпуску и распространению агитационных аудиовизуальных материалов установлены в статье 54 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кандидат имеет право самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации. Право привлекать к предвыборной агитации иных лиц реализуется в форме назначения доверенных лиц, заключения договоров на проведение предвыборной агитации с гражданами и юридическими лицами.

В случае, если предвыборная агитация влечет расходы, то эти расходы оплачиваются исключительно из средств избирательного фонда кандидата.

Пополнение избирательного счета осуществляется кандидатом лично в том же филиале ПАО «Сбербанк», где был открыт счет.

Если агитация проводится методами, не требующими расходов (встречи с избирателями, посты в соцсетях), то ее оплаты из избирательного фонда не требуется.

Копия агитационного материала, предназначенного для размещения на каналах организаций телерадиовещания, и в периодических печатных изданиях, после передачи этого материала в соответствующую организацию или редакцию и до начала его распространения представляется в избирательную комиссию вместе с информацией о том, изображение какого кандидата использовано в агитационном материале (в случае использования).
Основные способы агитации
Предвыборная агитация на каналах телевещания
Предвыборная агитация на телевидении и радио представляет собой выступления кандидатов, партий и их представителей в телевизионных и радиопрограммах, а также трансляцию рекламных роликов и объявлений о выборах. В рамках предвыборной агитации на телевидении и радио кандидаты имеют право на бесплатное эфирное время для представления своих программ и позиций по различным вопросам.


В совместных агитационных мероприятиях могут участвовать зарегистрированные кандидаты только лично (в том числе от имени избирательного объединения только зарегистрированные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением на соответствующих выборах).
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, для агитации против других участников выборов.
Агитационный материал в сети Интернет
В сети Интернет существует множество способов проведения предвыборной агитации. Некоторые из них включают в себя:

  • Создание и продвижение целевых сайтов и блогов, посвященных предвыборной кампании.
  • Использование социальных сетей для распространения информации о кандидате или политической партии, как в рамках публикации материалов на личных страницах, так и группах (страницах партийных отделений).
  • Организация онлайн-встреч и вебинаров, на которых кандидат может общаться с избирателями.
  • Размещение рекламы на популярных интернет-ресурсах (в соответствии с ограничениями, указанными статье 56 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и правилами интернет-ресурса).
  • Создание аудио, аудиовизуального и визуального материала, выступающие в роли агитационных материалов.
Размещение агитационного материала на Интернет-сайте, не являющемся сетевым СМИ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 54 Федерального закона, в правовом режиме «иных агитационных материалов» в смысле подпункта «в» пункта 3 статьи 48, пунктов 1 и 3 статьи 54 Федерального закона, а если агитационный материал является аудиовизуальным, то в правовом режиме аудиовизуального агитационного материала.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Федеральный закон N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» фотографии (скриншоты) агитационных материалов до размещения на сайте в режиме свободного доступа должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

В случае самостоятельного изготовления агитационных материалов, размещаемых на сайте, в сведениях в качестве заказчика и изготовителя должен быть указан кандидат, если выборы проходят по мажоритарной системе. Если же выборы проходят по пропорциональной системе и кандидат выдвигается в составе списка кандидатов избирательным объединением, то в качестве заказчика и изготовителя указывается соответствующее избирательное объединение (политическая партия).
Печатный и аудиовизуальный агитационный материал
Печатные и аудиовизуальные агитационные материалы — это материалы, содержащие информацию о предвыборной кампании кандидата или партии, такие как листовки, плакаты, баннеры, брошюры, газеты, журналы, аудио- и видеозаписи. Эти материалы могут распространяться на территории проведения выборов (избирательного округа), а также в общественных местах и на мероприятиях, связанных с выборами (митинги, встречи с избирателями).

Печатный и аудиовизуальный агитационный материал в обязательном порядке должен содержать:
  1. Данные об изготовителе: наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилия, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы;
  2. Данные о заказчике: наименование организации (фамилия, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) материал;
  3. Информация о тираже и дате изготовления;
  4. Указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда; В случае отсутствия финансовых затрат на изготовление материала информация об этом также должна быть указана.
Проведение публичных мероприятий
В рамках предвыборной агитации кандидаты и партии имеют право проводить публичные мероприятия, такие как митинги, демонстрации, пикеты и шествия. Эти мероприятия должны проводиться в соответствии с законодательством и не нарушать права и свободы других граждан.