Озеленение и благоустройство территорий
Озеленение и благоустройство территории - это комплекс мероприятий, направленных на улучшение и развитие территории путем создания комфортных условий для жизни и отдыха людей, а также улучшения экологической обстановки.
Вопросы озеленения и благоустройства муниципальной территорий относятся к прямой компетенции органов местного самоуправления, согласно статье 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Правила благоустройства территории муниципального образования, принимаемым представительным органом (советом муниципальных депутатов) могут регулировать достаточно широкий перечень вопросов, таких как:
1. Содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2. Внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3. Проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4. Организация освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5. Организация озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6. Размещение информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7. Размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8. Организация пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9. Обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10. Уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11. Организация стоков ливневых вод;
12. Порядок проведения земляных работ;
13. Участие, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14. Определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15. Праздничное оформление территории муниципального образования;
16. Порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Согласно Приказу Минстроя России от N-913/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды», органы местного самоуправления должны относить к потенциальным участникам процесса развития городской среды:
1. Жителей населенного пункта;
2. Представителей некоммерческих организаций социальной направленности;
3. Товарищества собственников жилья, территориальное общественное самоуправление и управляющие многоквартирными домами организации;
4. Представителей предпринимательского сообщества;
5. Представителей экспертного сообщества (эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, дендрологии, экологии, обслуживающие организации, строители и иные эксперты).

Как жители могут повлиять на решение вопросов, связанных с озеленением и благоустройством территории?

Жители могут принимать участие в обсуждении проектов озеленения и благоустройства муниципального образования, путём высказывания своих предложений и пожеланий.

А в случае наличия конкретных жалоб, жители могут обратиться напрямую в орган местного самоуправления – администрацию, для рассмотрения их вопроса на муниципальном уровне.

В пределах территории, находящей в компетенции управляющей организации многоквартирного дома, жители могут инициировать работы по благоустройству и озеленению дворовой территории через собрание собственников жилья.

По проблеме, затрагивающей обширную территорию, жители могу объединится в инициативную группу для более эффективного участия в процессе принятия решений и взаимодействуя с органами местного самоуправления.

Администрации муниципальных образований могут аккумулировать пожелания жителей, чтобы в дальнейшем принять участие в целевых федеральных и региональных программах и проектах.

На Федеральном уровне в качестве примера приведём Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», который реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Данный проект нацелен на создание комфортной городской среды и уменьшение количества городов с неблагоприятными условиями. В рамках Федерального проекта субсидируется создание и благоустройство общественных и дворовых территорий, выполнение работ по которым выбирается по итогам Всероссийского онлайн-голосования.

В Ленинградской области голосование по проектам благоустройства проходит на платформе сайта: вМесте47.